В Городском психолого-педагогическом центре прошел семинар «Альтернативные (невербальные) средства коммуникации»

14 марта 2017 года в Городском психолого-педагогическом центре прошел семинар «Альтернативные (невербальные) средства коммуникации», в котором приняли участие специалисты образовательных организаций города Москвы. Семинар стал вторым в цикле встреч, запланированных Лабораторией технологий сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, посвященных работе с детьми с РАС.

Существует несколько форм коммуникации: моторная, жестовая, письменная, знаковая и вербальная. Зачастую у детей с РАС нарушена возможность использования наиболее распространенной, вербальной коммуникации: в данных случаях специалисты прибегают к альтернативным средствам. Руководитель Лаборатории технологий сопровождения детей с РАС Анастасия Ивановна Козорез обсудила с участниками встречи наиболее известные из них:

  • PECS – система коммуникации через обмен карточками (изображениями);
  • Технические средства – специальные коммуникаторы и приложения для мобильных устройств;
  • Коммуникативные книги (карты) – книги и карты, содержащие в себе сразу несколько разных изображений;
  • Поддерживаемая коммуникация (Facilitated communication) – метод общения, при котором у ребенка есть постоянный помощник, оказывающий физическую и эмоциональную поддержку;
  • Языковая система Макатон.

Любой метод и средство коммуникации подбирается индивидуально для каждого ребенка с целью наиболее успешного взаимодействия с окружающими.

Участники семинара подробно ознакомились с перечисленными методами невербальной коммуникации, отметили плюсы и минусы работы каждого из них, а также увидели на видео-примерах процесс их практического применения при работе с детьми. Следующий семинар из цикла встреч состоится 28 марта 2017 года.