Педагогический марафон «ВИЖУ ВЕРЮ МОГУ». Заключительная встреча

Переходным периодам жизни был посвящен семинар, прошедший в рамках 5-дневного педагогического марафона «ВИЖУ, ВЕРЮ, МОГУ», направленного на популяризацию и изучение технологий работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

В ТО «Красносельское» Городского психолого-педагогического центра были приглашены родители детей с РАС. Этот семинар стал для них уникальной возможностью познакомиться с опытом американских специалистов. Интересен тот факт, что гости из США  не просто профессионалы.  У супружеской четы Кейти и Марка Стид  трое детей. Один из них – семилетний Дэвид – имеет диагноз «аутизм». Поэтому  и разговор получился откровенным и трогательным.

Нейропсихолог Марк Стид акцентировал внимание на переходном периоде аутистов от обучения в школе к трудовой деятельности. По его словам, готовится к этому нужно заранее, начиная с 14-16 летнего возраста. Необходимо научить подростка ключевым навыкам, основываясь на трех главных моментах: его интересы, сильные и слабые стороны. Как считает американский специалист, подготовить подростка к трудовому периоду помогут сюжетно-ролевые игры. Многократное  проигрывание ситуации позволит снизить тревожность, присущую людям с аутизмом. Существенную помощь оказывает использование видеороликов, где наглядно показано, какую работу необходимо выполнять. На видео ее могут делать близкие люди, киногерои или мультяшные персонажи, главное — чтобы увиденное вызывало положительные эмоции у зрителя.

При выходе на работу важный момент – присутствие на новом рабочем месте знакомого человека, который готов оказать поддержку.

Как рассказал Марк Стид, есть множество специальностей, где люди с РАС могу проявить себя. Это уборка помещений, помощь на кухне, служащие в магазине, художники, сотрудники ресторанов, встречающие гостей…. По словам Марка, люди с РАС встречаются даже среди профессоров университетов.

Супруга Марка – Кейти Стид, старший доцент университета Бригама Янга (США, штат Юта) привлекла внимание участников семинара к такой теме, как расписание занятий. По ее словам, люди с аутизмом очень любят, когда все структурировано, любят соблюдать правила, поэтому расписание дел помогает им намного лучше ориентироваться во времени, понимать, как скоро закончится одно дело и начнется другое. Поначалу Кейти Стид советует использовать расписание в картинках, а позже, когда ребенок научится читать,  вместо рисунков или фотографий использовать текст. Расписание может содержать все повседневные дела и события: почистить зубы, причесаться, поесть, покормить собаку, сходить в школу, посмотреть телевизор и т.д. Использование расписания позволяет уменьшить тревожность и повысить чувство уверенности ребенка с РАС. Как считает Кейти, расписание значительно облегчает обучение новым навыкам. Его можно составить для любого дела, например, для поездки в метро. В этом случае расписание выглядит так: спускаемся вниз на эскалаторе, заходим в поезд, едем на поезде, выходим из поезда и т.д.

В завершение семинара собравшиеся говорили об эмоциональной поддержке родителей детей с аутизмом. Как принять ситуацию, что ваш ребенок особенный? Об этом, как психолог и родитель, рассуждал Марк Стид: «Рождение особенного ребенка похоже на поездку в Италию. Вы долго копили деньги, планировали, мечтали и видели радужные сны. Но когда самолет приземлился, вам объявили, что вы приехали в Нидерланды. Первая реакция – это горечь и разочарование: как, почему, ведь я сюда не собирался? Потом, человек пытается, как можно больше узнать о Нидерландах, понять сильные и слабые стороны. На следующем этапе начинает общаться с людьми, которые оказались в такой же ситуации, и выясняет, что в Нидерландах тоже можно жить и жить успешно. И в завершение человек обретает благодарность и просветление от того, что эта сложная ситуация помогла семье обрести новые силы».