КОНКУРС «ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»: КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА №4

Представляем вам следующего лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».

ГБПОУ «Колледж малого бизнеса №4»

ГБПОУ КМБ № 4 – московский образовательный комплекс, обеспечивающий непрерывное доступное образование для лиц с разными стартовыми возможностями. Колледж входит в московский проект «Ресурсная школа» по оказанию организационно-методической и информационной поддержки педагогам, специалистам, родителям в выстраивании непрерывных образовательных траекторий для «особых» детей. В своем составе КМБ № 4 объединяет два дошкольных отделения, два школьных отделения и два колледжа. Таким образом, в комплексе создана единая образовательная вертикаль от младенчества до профессионального определения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В копилке достижений дошкольного отделения 1 колледжа малого бизнеса №4 – призовые места на многих городских и всероссийских конкурсах по работе с «особыми» детьми:

  • 2010 год — лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Детские сады — детям»;
  • 2011 год — победитель в номинации «Детский сад для всех и каждого» в рамках Московского городского конкурса «Детский сад года — 2011»;
  • 2015 год — лауреат благотворительной премии в области поддержки детей с синдромом Дауна в России в номинации «За вклад в развитие инклюзивного образования для дошкольников с синдромом Дауна».
  • 2016 год — победитель в номинации «Лучшая инклюзивная практика» во Всероссийском конкурсе «Свой среди своих»;
  • 2017 год —  победитель в номинации «Лучший инклюзивный детский сад» в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России».

Дошкольное отделение 1 КМБ №4 имеет 20–летний практический опыт реализации инклюзивной модели образования. Сегодня его посещают 450 детей.  165 из них — это ребята с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.  123 ребенка посещают группы кратковременного пребывания, 327 детей – инклюзивные группы полного дня. В числе воспитанников есть дети с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра.

Вызвать интерес к обучению у каждого «особого» ребенка призваны такие проекты как «Маленький исследователь», «Керамическая мастерская», «Столярная мастерская». Активно внедряется проектная деятельность, основанная на мотивации детей к исследованию, творчеству, сопереживанию. При этом сохраняется принцип общей включенности в процесс всех детей, независимо от их способностей и возможностей. Это позволяет каждому ребенку найти свое место и внести посильный вклад в общее дело. Такая совместная деятельность позволяет малышам научиться распределять ответственность, договариваться о правилах, руководить или выполнять поручения, иными словами, получить новый опыт социальных контактов и делового сотрудничества. Все это создает предпосылки к созданию инклюзивного сообщества детей, как модели Общества будущего, в котором им предстоит взрослеть.

В КМБ №4 и для детей, и для родителей не просто декларируются, но и поддерживаются в ежедневной практике такие ценности как «Каждый нуждается в поддержке и дружбе», «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений», «Разнообразие усиливает все стороны жизни человека».

Например, работа «Родительского клуба» направлена на оперативное реагирование на родительский запрос. Это и информирование об актуальных вопросах, и консультации приглашенных специалистов, и тренинги. Включение родителей в подготовку общесадовских традиционных праздников позволяет на деле реализовать весь арсенал родительских возможностей, создать общую атмосферу принятия друг друга.

Дошкольное отделение КМБ №4 активно взаимодействует с социальными партнерами: РООИ «Перспектива», РБОО «Центр лечебной педагогики», Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Тесное сотрудничество связывает колледж с Городским психолого-педагогическим центром Департамента образования города Москвы; Центральной психолого-медико-педагогической комиссией; Институтом проблем инклюзивного образования МГППУ.

Как считают педагоги коллежа, для успешного внедрения инклюзивных практик в образовательные организации необходимы изменения по трем основным аспектам: организационному, содержательному и ценностному. Ценностный аспект предполагает принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса. Организационный аспект направлен на собственно управление инклюзивным образовательным процессом, закрепление регламентов деятельности. Содержательный аспект говорит о кадровом потенциале, владении технологиями сопровождения инклюзивных процессов.