12 декабря 2017 года состоялся первый форум Ассоциации инклюзивных школ. Тематика затронутых вопросов была посвящена различным аспектам формирования инклюзивной культуры в образовательном сообществе, ее теоретическим аспектам, подходам и методологии. По мнению экспертов Ассоциации, именно с формирования инклюзивной культуры начинается процесс трансформации уклада образовательной организации в сторону принятия каждого ребенка с его возможностями и особенностями. В форуме приняли участие более 100 школ Москвы и других городов Российской Федерации. На сайте Ассоциации осуществлялась онлайн-трансляция.
Ассоциация инклюзивных школ создавалась как профессиональное сообщество, объединяющее лучшие инклюзивные практики, и площадка для профессионального диалога педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения, результатом деятельности которой станет повышение престижа инклюзивного образования для каждой школы. Инициаторами создания Ассоциации выступили Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, школа «Марьино» имени маршала авиации А.Е.Голованова (где и проходил форум), а также колледж малого бизнеса №4.
На открытии форума член правления, ведущий эксперт Ассоциации инклюзивных школ Ольга Егупова пожелала участникам плодотворной работы и выработки конструктивных решений по обозначенным вопросам.
Работа форума была организована на 4 площадках, на которых специалисты московских школ представляли свой опыт работы. На одной из площадок они делились опытом по реализации социально-образовательных программ, направленных на формирование ценностных установок инклюзивной культуры.
[av_gallery ids=’31392,31393,31394,31395,31396,31397,31398,31399,31400,31401,31402′ style=’thumbnails’ preview_size=’portfolio’ crop_big_preview_thumbnail=’avia-gallery-big-crop-thumb’ thumb_size=’shop_catalog’ columns=’11’ imagelink=’lightbox’ lazyload=’avia_lazyload’ custom_class=» admin_preview_bg=» av_uid=’av-qa2ggv’]Большой интерес участников форума вызвали интерактивные площадки. На одной из них под названием «Территория взаимодействия» состоялась презентация специальной интерактивной среды, моделирующей ситуации взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Любой желающий мог на минуту оказаться на месте человека с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, понять, как ощущают себя такие люди в современном мире. Участники интерактивной площадки «Кино без барьеров» смотрели и обсуждали фильмы, иллюстрирующие вопросы толерантности. Для классных руководителей был организован воркшоп «Откровенный разговор…». На этом обучающем мероприятии они приобрели практические навыки формирования инклюзивной культуры, которые смогут применить в своей практике «здесь и сейчас». Итогом работы стали сценарии классных часов на тему толерантности в инклюзивном классе.
В ходе дискуссионной площадки «Они? Я? Мы?» педагоги смогли примерить на себя непривычные роли участников образовательного пространства, например, учитель смог на время превратиться в директора. Такое перевоплощение позволило участникам посмотреть на процесс инклюзии под другим углом и приблизиться к пониманию того, как наладить эффективное сотрудничество для достижения общей цели.
Первый форум Ассоциации инклюзивных школ позволил определить круг актуальных задач по формированию толерантных установок среди всех участников образовательного пространства и продемонстрировать наиболее эффективные технологии этой работы.