Skip to main content
search
Новости

Правда, что Деда Мороза не существует?

By 26.12.2017No Comments
[av_image src=’https://old.gppc.ru/wp-content/uploads/2017/12/02-2.jpg’ attachment=’31772′ attachment_size=’full’ align=’center’ styling=» hover=» link=» target=» caption=» font_size=» appearance=» overlay_opacity=’0.4′ overlay_color=’#000000′ overlay_text_color=’#ffffff’ animation=’no-animation’ custom_class=» admin_preview_bg=» av_uid=’av-uvtjkr’][/av_image]

Говорить ли ребенку правду про деда Мороза? Если говорить, то в каком возрасте? На этот вопрос отвечает педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова

Для ребенка сказка про Деда Мороза (как и любая другая сказка) – это возможность фантазировать, придумывать, мечтать.  Это совершенно необходимые условия для развития личности. Сказка, игра, вера в волшебство позволяют маленькому человеку объяснять необъяснимое и постигать сложный мир человеческих отношений, они непосредственным образом связаны с развитием памяти, речи, мышления воображения. Игра и сказка – это детский мир. Нет никакой необходимости вероломно вторгаться в него с правдой жизни и специально развенчивать веру ребенка в доброго волшебника. По мере взросления, накопления опыта ребенок сам постепенно начнет понимать, что к чему, и отличать реальность от фантазий. Это произойдет естественным образом.  Обычно первые сомнения по поводу существования Деда Мороза начинают посещать детей на рубеже 6-7 лет. Универсальным ответом взрослого на вопрос «А правда, что Деда Мороза не существует?» можно считать примерно следующее: «Дед Мороз существует до тех пор, пока в него верят». С этого момента можно постепенно приобщать малыша к совместной подготовке подарков для друзей и близких, для бабушек и дедушек, к которым Дед Мороз не приходит, потому что они уже взрослые и не пишут ему писем. И примерно к 8-10 годам ребенок будет способен понять, что Дед Мороз – это такое большое общее Добро, сказка, которую мы делаем своими руками, и с удовольствием все от мала до велика в нее верим. В этом смысле Дед Мороз, конечно, существует – в этом нет никакого лукавства.

— Не повлияет ли это на авторитет родителя, ведь он столько лет говорил ребенку неправд​у?

Вера в сказку и обман не имеют ничего общего. Обман — это намеренная дезинформация, которая преследует какую-то корыстную цель. А сказка – это волшебный мир, который учит различать добро и зло, показывает на доступных пониманию ребенка сюжетах и образах как быть добрым, честным, благородным и т.д.  Поэтому, когда ваш малыш подрастет и поймет «всю правду» про Деда Мороза, он поймет одновременно и то, что единственная цель, с которой вы столько лет поддерживали его веру, – доставить ему радость.  Это только укрепит его доверие к вам.

— Что лучше дарить: сладости или игрушки? Если игрушки, то какие?

Лучше дарить то, что порадует и будет полезным. Подарок может быть просто знаком внимания, как, например, конфеты. А может быть реализацией мечты — например, собака. Дарить (и получать) подарки – это своего рода культура, приучать к которой стоит с малых лет. Желательно, чтобы игрушки, которые мы (в лице Деда Мороза) дарим ребенку соответствовали возрасту ребенка и в тоже время учитывали его желания. С этой точки зрения процесс совместного написания письма Деду Морозу – момент воспитательный. Обсуждая желания и потребности малыша, мы можем их уточнять, формировать и аккуратно корректировать.

— Как выбрать подарок ребенку и при этом не разориться, ведь дети порой просят то, что может оказаться не по карману родителям. Заводить ли с ребенком разговор про цену подарка, или сослаться на Деда Мороза, которому нужно поздравить много ребят?

Ожидания и желания малыша стоит обсуждать вместе и заблаговременно. Можно спросить: «Ты уже подумал, какой подарок попросить у Деда Мороза»? Ответ ребенка будет либо неопределенным (я не знаю, что попросить), либо конкретным. В обоих случаях у родителей есть возможность повлиять на выбор, предлагая разные варианты, исходя из возможностей и бюджета. Не вижу ничего криминального в том, чтобы аккуратно ограничивать «аппетиты», объясняя ребенку, что волшебнику нужно поздравить очень большое количество ребят, и предложить рассмотреть какой-то альтернативный «список желаний».

— Что делать, если ребенок просит подарок, который родителям кажется плохим или вредным, например, оружие, костюм отрицательного персонажа, игровая приставка?

К тому, что сказано выше про совместное обсуждение ожиданий и написание письма Деду Морозу, хочу добавить, что «плохими и вредными» некоторые игрушки становятся в процессе использования. Поэтому с ребенком нужно договариваться о том, как он будет пользоваться желаемым подарком. Полезно поразмышлять, понравится ли это Деду Морозу, захочет ли он поздравлять ребенка, который ведет себя подобным образом, почему вообще Дед Мороз приносит подарки мальчикам и девочкам. Кроме того, мы вполне можем оставить за Дедом Морозом как за добрым волшебником право не приносить под елку «недобрые» подарки.