«Диалог дружбы»: юные волонтеры школьных служб примирения снова в строю

Я научилась слушать другого, даже если не согласна с ним

Прошло больше года с тех пор, как волонтеры служб примирения московских школ объединились и стали единой командой в рамках проекта «Диалог дружбы». Этот клуб, созданный при поддержке Городского психолого-педагогического центра ДОгМ, был задуман как площадка обмена опытом, обретения новых знаний и новых друзей, познавательного и позитивного проведения досуга, самореализации и подготовки к будущей профессии. Создание клуба позволило обобщить положительный опыт работы юных волонтеров и поддержать интерес подростков к деятельности школьных служб примирения.

Так кто же такие волонтеры служб примирения? Чем они занимаются в московских школах? И зачем вообще в образовательных организациях нужны такие службы? Их название говорит само за себя. Задача службы – помочь найти общий язык тем, кто перестал понимать друг друга.

От разногласий не застрахован никто и нигде. В школьном коллективе они тоже случаются. Не каждый человек, будь то ребенок или взрослый, способен совладать с эмоциями и услышать другого в сложной ситуации. Порой для доказательства собственной правоты человек выбирает бескомпромиссный путь – превращает маленькую искру недопонимания в жаркий полыхающий костер конфликта.

Школьная служба примирения, или служба медиации, выстраивает своеобразный мост, создавая возможность сторонам высказать свою точку зрения, обозначить свою позицию по спорному вопросу. «Только сами участники конфликта знают, какой выход из их ситуации будет лучшим», – рассказывает педагог-психолог ГБУ ГППЦ ДОгМ, ведущая восстановительных программ Елена Женодарова, ­– «поэтому они приглашаются за «стол переговоров». Именно приглашаются, исходя из важного принципа восстановительного подхода – принципа добровольности. Но чтобы диалог получился уважительным и конструктивным, необходимо создать определённые условия. Для этого нужен нейтральный посредник – медиатор: он поможет сторонам справиться с эмоциональным напряжением, осознать свои потребности и прийти к верному решению, самостоятельно договориться о способе выхода из конфликта, который приемлем для каждой стороны».

Важная роль в работе школьных служб примирения отводится самим школьникам, в чем на собственном опыте убедились активные участники проекта «Диалог дружбы» – юные волонтеры из московских школ №1285, № 1286, №305, №967, №641 имени Сергея Есенина, №2016. Участие подростка-волонтера в разрешении конфликта, по их мнению, даёт возможность эффективно разрешать сложные ситуации, о которых неизвестно взрослым. Подросткам проще построить доверительные отношения со сверстниками, ведь они говорят друг с другом «на одном языке». Самим подросткам участие в школьных службах примирения позволяет обрести серьезный опыт конструктивного общения, который пригодится им в дальнейшей жизни.

В конечном итоге, вся работа службы примирения –  и взрослых ее участников, и ребят –  нацелена на то, чтобы создать в школе такую атмосферу, где мнение каждого ученика и учителя имеет значение и будет услышано, где принципы взаимного уважения являются нормой общения, и где каждый чувствует себя спокойно и безопасно.

Начался новый учебный год. И участники городского проекта «Диалог дружбы» с новыми силами приступили к работе. Впереди у участников клуба – слеты, конференции, мастер-классы, которые станут площадками для трансляции передового опыта юных волонтеров, обсуждения эффективных способов решения сложных ситуаций школьной жизни, возможностью для сотрудничества и поддержки друг друга.

Хотите стать частью нашей команды и вносить личный вклад в создание безопасного, толерантного, дружеского пространства в своей школе? Присоединяйтесь! Объединив усилия, мы вместе будем развивать и распространять движение волонтеров службы примирения в образовательном пространстве Москвы.

Подробную информацию о деятельности клуба юных волонтеров ШПС «Диалог дружбы» вы найдете на сайте Городского психолого-педагогического центра ДОгМ (ссылка)