Школьные службы примирения: вопросы доверия между школой и родителями обсудили на семинаре педагоги и психологи

17 октября 2018 года прошел семинар-совещание «Потенциал школьной службы примирения в образовательной среде: повышение уровня доверия между школой и родителями», организованный Городским психолого-педагогическим центром ДОгМ в рамках реализации мер по профилактике негативных проявлений среди обучающихся образовательных организаций Москвы. Во встрече приняли участие заместители директоров по воспитательной работе и специалисты психолого-педагогической службы школ города.

Открыла семинар заместитель директора Городского психолого-педагогического центра ДОгМ Нина Середенко: «Конфликты – неотъемлемая часть жизни любого коллектива и школьного, в том числе. Очень важно, чтобы они разрешались конструктивно. Ресурсом для этого являются школьные службы примирения, которые помогают коллективу выйти на новый уровень развития. В Москве есть образовательные организации, которые имеют многолетнюю практику работы ШСП. А тем, кто только собирается встать на этот путь, наш Центр готов оказать помощь по созданию службы примирения и по ее сопровождению».

Ценностям (преимуществам) восстановительного подхода, который применяют в своей работе медиаторы службы примирения, было посвящено выступление методиста ГППЦ ДОгМ Антона Коновалова: «Что же восстанавливает восстановительный подход? Он восстанавливает способность участников конфликта самим найти согласованное решение. Девиз медиатора – я верю вашей мудрости и силам, и я помогу договориться вам самим. Медиатор, владеющий восстановительными технологиями, выступает как нейтральная сторона в разрешении сложной ситуации. Он не судит, не советует, не морализирует, не обвиняет и не защищает участников конфликта, но при этом обеспечивает им конфиденциальность, добровольность и безопасность».

Социальный педагог ГППЦ ДОгМ Наталья Путинцева познакомила участников семинара с репертуаром восстановительных практик для конструктивного взаимодействия между школой и родителямиОдна из программ называется «Круги сообщества», она направлена на организацию конструктивного диалога, позволяющего совместно найти выход из сложной ситуации или обсудить острую тему.

По словам педагога-психолога ГППЦ ДОгМ Елены Женодаровой, ШСП – это команда взрослых и детей, обученных проведению восстановительных программ и помогающих разрешать и предупреждать конфликтные ситуации в школе, возникающие между ребятами и взрослыми.  Главная цель внедрения восстановительных технологий – развить способности к пониманию других людей и навыки оказания взаимной поддержки внутри школьного сообщества, а также сформировать у учеников ответственное поведение.

Не остались в стороне от обсуждения актуальной темы встречи и представители московских школ. Своим опытом поделились кураторы служб примирения ГБОУ «Школа №1534» и ГБОУ «Школа № 1363». По мнению педагогов, благодаря деятельности школьной службы примирения повышается качество взаимоотношений в детском сообществе, у ребят развиваются навыки общения, ответственность, система нравственных ценностей. Родители, принявшие участие в восстановительных программах, в свою очередь, приобретают навыки бесконфликтного общения. Таким образом, создаются условия для расширения участия семьи в воспитательном процессе. А педагоги, осваивая технологии разрешения конфликтов, приобретают новые профессиональные компетенции.

Важная роль в работе служб примирения отводится самим школьникам, овладевшим навыками восстановительных технологий. Подросткам проще построить доверительные отношения со сверстниками, поскольку они говорят друг с другом «на одном языке». Юные волонтеры службы примирения ГБОУ «Школа №1285» поделились с участниками семинара собственным опытом.

Интерес собравшихся вызвала информация о Клубе юных волонтеров ШСП «Диалог дружбы», созданном при поддержке Городского психолого-педагогического центра ДОгМ. Этот клуб был задуман как площадка обмена опытом, обретения новых знаний и новых друзей, познавательного и позитивного проведения досуга, самореализации и подготовки к будущей профессии.

Подводя итоги встречи, его участники сошлись во мнении, что школьные службы примирения несут преимущества для всех участников образовательного процесса и помогают сформировать дружелюбную, толерантную, развивающую среду в образовательном пространстве Москвы.