Skip to main content
search

Школьный психолог

Школьный психолог – проект по разработке и внедрению единого стандарта работы педагогов-психологов в школах г. Москвы

Цель проекта:

  • Разработка и внедрение стандартизированных инструментов работы школьных педагогов-психологов
  • Создание условий для своевременного выявления детей с психологическими проблемами и оказания им помощи
  • Обеспечение профессионального развития школьных психологов через обучение и регулярные профессиональные встречи
  • Объединение усилий различных уровней системы психолого-педагогической помощи для создания единой сети поддержки детей

Наши события

«Практическая психология как мастерство неодинаковости»: академик РАО Александр Асмолов провел встречу со школьными психологами Москвы ­- репортаж

Практическая психология как мастерство неодинаковости» – встречу с психологами московских школ провел Александр Асмолов, автор сотен работ в области психологии образования, личности, переговоров и конфликтов, а также трудов по проблемам межкультурного диалога, толерантности и профилактики агрессивного поведения. Встреча прошла 18 марта 2025 года в Московском институте психоанализа в рамках цикла семинаров «Психологическая экосистема школы как фактор успешности ребенка». Организатором выступил Городской психолого-педагогический центр столичного Департамента образования и науки. О том, как прошла встреча, смотрите в нашем репортаже

Очные встречи ППС МРСД: педагоги-психологи обсудили профилактическую работу в московских школах

18 января в Городском психолого-педагогическом центре прошли очные рабочие встречи с педагогами-психологами образовательных организаций – членами ППС МРСД (психолого-педагогических служб межрайонных советов директоров).

Коллеги обсудили актуальные вопросы организации профилактической работы в школах, в том числе с использованием ресурсов города.

Важной частью работы стали Недели профилактики, которые проходят в образовательных организациях Москвы каждый месяц.

Профилактическая работа направлена на предотвращение наиболее распространенных рисков в детско-подростковой среде. Такая работа в школах и колледжах помогает приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать у них осознанное отношение к интернет-ресурсам, развивать психологические навыки личной эффективности.

24 октября 2023 года приглашаем педагогов-психологов на семинар по работе в сервисе «Конструктор рабочих программ»

24 октября 2023 года в 12.00 состоится второй в этом учебном году онлайн-семинар, посвященный работе в сервисе для педагогов-психологов «Конструктор рабочих программ». Семинар будет посвящен вопросам разработки программ по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся младшего школьного возраста с использованием онлайн-сервиса.

Зарегистрироваться на мероприятие можно в Календаре мероприятий ГБУ ГППЦ ДОНМ

Стартовал цикл семинаров по работе в онлайн-сервисе для педагогов-психологов «Конструктор рабочих программ»

26 сентября 2023 года состоялся первый в этом учебном году семинар, посвященный работе в онлайн-сервисе для педагогов-психологов «Конструктор рабочих программ». На семинаре коллеги узнали об актуальных изменениях в структуре онлайн-сервиса, обсудили особенности разработки программ для детей младшего школьного возраста.

Следующий онлайн-семинар состоится 24 октября 2023 года в 12.00 и будет посвящен вопросам разработки программ по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся младшего школьного возраста с использованием онлайн-сервиса «Конструктор рабочих программ».

21 сентября 2023 года состоялась первая в новом учебном году очная встреча членов психолого-педагогических служб в межрайонных советах директоров

Во встрече, организованной Городским психолого-педагогическим центром, приняли участие боле 550 человек из образовательных организаций Москвы. Педагоги-психологи обсудили целевые ориентиры, механизмы и инструменты деятельности школьных специалистов сопровождения, которые напрямую работают с детьми, испытывающим трудности в обучении и социализации.

Цель профессиональных встреч – разработка единых городских аспектов работы школьных педагогов-психологов в соответствии со Стандартом деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы.

Первая Городская Конференция ППС МРСД 19 апреля 2023

В Москве прошла первая городская конференция психолого-педагогических служб межрайонных советов директоров.  На ней были приняты приложения к Стандарту деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы, в числе которых реестр рабочих программ и единые требования к ведению документации педагога-психолога. Работа психологов столичных школ будет строиться по единым правилам, чтобы сопровождение детей в период обучения было максимально эффективным.

В конференции приняли участие более 600 человек. С приветственным словом к аудитории обратился заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антон Молев.

«Такого формата и масштаба мероприятия в системе образования пока еще не проводилось. Путь к нему был достаточно сложным, долгим, кропотливым. Я очень рад, что коллеги из Городского психолого-педагогического центра подошли именно так к реализации этой задачи. Деятельность психологических служб в целом и отдельно взятого профессионала в каждой школе для Правительства города, для Департамента образования и науки является принципиально важной», – отметил Молев.

Реестр рабочих программ педагога-психолога включает в себя шесть модульных программ, которые будут реализовываться специалистами ППС в каждой школе города. Это программы сопровождения адаптации обучающихся, профилактические программы, программы психологической поддержки педагогов. Стандартизация рабочих программ обеспечит преемственность при переходе ребенка на следующий уровень образования, а также в случае смены образовательной организации.

Подробнее с деятельностью Психолого-педагогических служб МРСД можно познакомиться на сайте Городского психолого-педагогического центра.

На конференции была подписана резолюция. Ознакомиться с ней можно здесь.

Видео с конференции здесь.

Очные встречи членов ППС МРСД 10-31 марта 2023

Состоялись очные рабочие встречи экспертов психолого-педагогической службы МРСД. Коллеги обсуждали целевые ориентиры и общие подходы к деятельности специалистов служб психолого-педагогического сопровождения. В фокусе внимания были вопросы междисциплинарного взаимодействия специалистов, работающих с детьми — педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов в соответствии со Стандартом деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы.

Участники очных рабочих встреч обсудили документацию, которую должен вести педагог-психолог. Договорились о программах сопровождения детей различных целевых групп.

Выездной семинар-практикум для кураторов ППС МРСД 12-13 января 2023

12 и 13 января 2023 года на базе филиала Московского городского дома учителя «Поведники» состоялся выездной методический семинар-практикум для кураторов психолого-педагогических служб межрайонных советов директоров (ППС МРСД). На нем присутствовали педагоги-психологи образовательных организаций Москвы – кураторы ППС МРСД.

Цель выездного семинара-практикума – разработка единых городских содержательных и организационно-методических аспектов деятельности педагогов-психологов образовательных организаций в соответствии со Стандартом деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы.

Работа на семинаре-практикуме прошла в атмосфере конструктивного профессионального взаимодействия.

Наша команда

Методист-куратор

Левицкая Мария Петровна

САО, ЗелАО, ЦАО

Методист-куратор

Щепленникова Елена Маратовна

ВАО, СВАО

Методист-куратор

Морозова Наталья Евгеньевна

ЮАО, ЮВАО

Методист-куратор

Лохматова Ирина Александровна

ЮЗАО, ТинАО

Методист-куратор

Лидлейн Егор Михайлович

ЗАО, СЗАО

График еженедельных онлайн встреч с педагогами-психологами ОО

Округ День недели Время Форма проведения
САО, ЗелАО четверг 10.00-11.00 дистанционно
ЦАО четверг 12.00-13.00 дистанционно
СВАО четверг 10.00-11.00 дистанционно
ВАО четверг 12.00-13.00 дистанционно
ЮВАО четверг 10.00-11.00 дистанционно
ЮАО четверг 12.00-13.00 дистанционно
ЮЗАО четверг 10.00-11.00 дистанционно
ТинАО четверг 12.00-13.00 дистанционно
ЗАО четверг 10.00-11.00 дистанционно
СЗАО четверг 12.00-13.00 дистанционно

Нормативные документы

Нормативные документы федерального уровня

📜 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
📜 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
📜 Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
📜 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
📜 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

📄 План мероприятий по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего и среднего профессионального образования в Москве до 2030г.

📄 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
📄 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
📄 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»
📄 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
📄 Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.»

📄 Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
📄 Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
📄 Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
📄 Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
📄 Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в приказ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
📄 Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
📄 Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями»
📄 Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
📄 Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
📄 Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
📄 Приказ Минтруда РФ от 13 июня 2017 г. N 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
📄 Распоряжение Минпросвещения РФ от 009.2019 № р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
📄 Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минпросвещения РФ от 20.05.2022)
📄 Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
📄 Письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими материалами по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся (далее – ФГОС для слепых и слабовидящих соответственно)»)
📄 Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»)
📄 Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
📄 Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»
📄 Письмо Минпросвещения России от 02.11.2018 № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
📄 Письмо Минпросвещения России от 11.02.2019 № 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости» (вместе с «Разъяснениями по вопросам организации профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»)
📄 Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
📄 Письмо Минпросвещения России от 10.04.2020 № 05-398 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с рекомендациями «Методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»)
📄 Письмо Минпросвещения России от 19.05.2020 № ДГ-493/07 «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 г. № 07-4317, включающее «Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях»
📄 Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 г. № 07-4317, включающее «Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях»
📄 Письмо Министерства просвещения РФ от 3.03.2022 № 07-1430 “О деятельности ПМПК”

Нормативные документы регионального уровня

📄 Закон города Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»
📄 Приказ ДОНМ от 15.08.2022 № 666 «Об утверждении стандарта деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы»
📄 Приказ ДОНМ от 15.08.2022 № 665 «Об утверждении стандарта городского проекта «Городская служба примирения»
📄 Приказ ДОНМ от 12.11.2021 № 682 «Об утверждении стандарта деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных ДОНМ, по созданию специальных условий для получения образования обучающихся с ОВЗ»
📄 Приказ ДОНМ от 11.11.2021 № 678 «О совершенствовании работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы» (вместе с Порядком работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы)
📄 Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15.06.2022 № 502 «Стандарт городского проекта «Ресурсная школа»
📄 Приказ ДОНМ от 22.04.2022 №320 «О внесении изменения в приказ Департамента образования и науки города Москвы от 12 ноября 2021 года № 682»

📄 Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 28.12.2023 № 1254 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки города Москвы от 11 ноября 2021г. №678»

Полезные контакты и ссылки

Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения Москвы

Единая справочная: 8 495 44 55 495
Кабинет кризисной помощи: 8 495 44 55 495 доб. 7142 / 8 991 595 22 28

Горячая линия «Дети онлайн» (консультирование взрослых по вопросам, как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете)

8 800 250 00 15 (бесплатно)

Московская служба психологической помощи населению

051 с городского номера (бесплатно)
8 495 051  с мобильного телефона (услуги оператора связи оплачиваются согласно тарифному плану)

Горячая линия центра экстренной психологической помощи МЧС России

8 495 989 50 53 (круглосуточно)

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей

8 800 2000 122 (круглосуточно)

Онлайн-сервис для педагогов-психологов «Конструктор рабочих программ»Московский психологический лекторий

Методические материалы

Программы, подготовленные Федеральным координационным центром по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ

📄 Программа формирования жизнестойкости у подростков из зоны боевых действий и иных территорий повышенной опасности направлена на оказание психологической несовершеннолетним, проживающим в зоне боевых действий и иных территорий повышенной опасности
📄 Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с задержкой психического развития, направленная на развитие коммуникативных навыков

Программы сопровождения взросления обучающихся

📄 Программа «Психологическая подготовка к ЕГЭ»
📄 Программа «Психологическая подготовка к ОГЭ»
📄 Программа «Сопровождение адаптации обучающихся»
📄 Программа «Сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности»
📄 Программа «Личностные ресурсы психологической безопасности подростков»
📄 Программа «Уроки психологии»
📄 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие жизненных навыков»

Проекты приложений к Стандарту деятельности психолого-педагогических служб в системе образования г. Москвы

📄 Проект «Реестр рабочих программ для педагогов-психологов образовательных организаций»
📄 Проект «Перечень и содержание учетно-отчетной документации педагога-психолога образовательной организации»
📄 Проект «Перечень и содержание текущей документации педагога-психолога образовательной организации»
📄 Проект «Реестр диагностических методик для педагогов-психологов образовательных организаций»

Экспертные заключения по проектам приложений к Стандарту деятельности ППС в системе образования г. Москвы

📄 Экспертное заключение по проектам Реестра рабочих программ и учетно-отчетной документации педагога-психолога
📄 Экспертное заключение по проектам Реестра диагностических методик и текущей документации педагога-психолога

Недели психологии

📄 Методические рекомендации_Неделя психологии_Ноябрь 2024
📄 Методические рекомендации_Неделя психологии_Апрель 2025

Для учителей-логопедов и учителей-дефектологовПсихолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних иностранных гражданПрофилактика девиантного поведенияПрофилактика буллинга